КП ГИВЦ киевской городской администрации

В КП ГИВЦ киевской городской администрации специалистами ABBYY Украина внедрена система автоматического распознавания счетов на оплату за жилищно-коммунальные услуги.

Практически каждый городской житель хорошо знаком с процессом оплаты коммунальных услуг. Для большинства жителей Киева этот процесс выглядит примерно так: жильцам доставляются счета на оплату за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), в которых указаны суммы квартплаты, платежей за воду, газ и электричество. Квартиросъемщик заполняет в счете показания счетчиков холодной и горячей воды, электричества, и, самое главное - сумму, которую он намерен оплатить и идет в ближайшее отделение банка или почтовое отделение, где у него принимается платеж, левая часть счета остается у плательщика, а правая часть ("корешок") - в банке.

На следующий день денежные средства перечисляются на общегородской транзитный расчетный счет и одновременно с этим на КП ГИВЦ передаются "корешки" оплаченных счетов. КП ГИВЦ осуществляет анализ полученных денежных средств, обработку данных находящихся на "корешках" счетов с последующим распределением денег между поставщиками коммунальных услуг. Все вышеперечисленные действия необходимо производить ежедневно и без задержек. Этим занимаются сотрудники организации "Коммунальное предприятие Главный информационно-вычислительный центр киевской городской администрации" (КП ГИВЦ). Все данные из счетов (показания всех счетчиков и суммы) вводятся в их базу данных. Всего КП ГИВЦ обрабатывает около 1.500.000 квитанций ежемесячно, при этом больше половины квитанций поступают после 15 числа, когда основная часть населения платит за ЖКУ. Итак, арифметика простая - полтора миллиона квитанций, заполненных далеко не всегда аккуратным каллиграфическим почерком, необходимо обработать за 10 -12 рабочих дней. До сих пор эта задача решалась силами примерно 60 человек, обработка велась в две смены.

Разработка системы автоматизации велась специалистами компании ABBYY Украина совместно со специалистами КП ГИВЦ, на базе программы ABBYY FormReader. Проект начался весной 2005 года. В марте сотрудниками КП ГИВЦ разработана новая форма счета на оплату за ЖКУ для осуществления возможности автоматизированного ввода и обработки счетов с ручным заполнением. Специалисты ABBYY и КП ГИВЦ настроили и адаптировали систему для решения конкретной задачи: были разработаны специальные правила проверки данных, создан удобный интерфейс пользователя. В сентябре-октябре 2005 года был осуществлен "пилотный" проект, который показал высокую эффективность работы системы. С ноября 2005 года началась промышленная эксплуатация системы автоматизированного ввода данных.

Созданная система сканирует счета, распознает рукописный и напечатанный текст, проверяет контрольные суммы и передает проверенную информацию в базу данных.

Процесс обработки счетов организован как конвейер и выглядит следующим образом:

  1. На станции сканирования системы ABBYY FormReader оператор закладывает пачку счетов на оплату за ЖКУ в скоростной сканер и запускает процесс сканирования. Система сканирует счета с обеих сторон и передает их изображения на сервер распознавания.

  2. На сервере распознавания автоматически осуществляется определение вида счета и локализация данных на счете. После этого происходит автоматическое распознавание рукописного текста - задача очень не простая, все-таки у жителей Киева бывают очень разные почерка и особенности заполнения счетов. Тем не менее, система ABBYY FormReader успешно распознает рукописный текст более чем на 1 000 000 счетов на оплату от разных людей, т.е. больше миллион почерков!

    После этого система ABBYY FormReader автоматически проверяет, совпадает ли контрольные суммы на каждом счете. Обычно около 48% счетов оформлены с ошибками - например, человек написал, что за горячую воду заплатит 10 гривень и за электричество - 10 гривень, а в сумму почему-то указал не 20, а 22. С такими случаями должен разбираться сотрудник КП ГИВЦ, изображения подобных счетов автоматически передаются на станцию коррекции. А данные из 52% счетов, с которыми все в порядке, сразу попадают в базу данных КП ГИВЦ.

  3. На станции коррекции ABBYY FormReader оператор видит изображение "проблемного" счета и распознанные данные. Система сообщает оператору, где именно в счете обнаружена ошибка и предлагает варианты исправления. Откорректированные данные автоматически передаются в базу данных КП ГИВЦ.

Автоматизация позволила увеличить скорость обработки счетов на оплату за ЖКУ приблизительно в четыре раза по сравнению с ручным вводом. Теперь оператор не должен набирать на клавиатуре показания из всех счетов, а только проверять данные в 48% счетов подлежащих корректировке. Кроме того, автоматические проверки данных позволяют практически исключить влияние человеческого фактора при вводе.

Внедрение системы распознавания текста позволило сократить время затрачиваемое на ввод каждого счета на оплату за ЖКУ, увеличить достоверность данных. Кроме того, с началом эксплуатации системы ABBYY появилась возможность создания электронного архива документов. В настоящее время ведутся работы по разработке программного обеспечения для создания электронного архива. В будущем при необходимости уточнить данные по счетам на оплату за ЖКУ за прошлые периоды, сотрудник КП ГИВЦ введет идентификатор счета и через несколько секунд, на экране компьютера появится изображение нужного документа. В настоящий момент, для того чтобы обратиться к счетам прошлого периода, приходится искать бумажный документ среди сотен миллионов счетов на оплату за ЖКУ, конечно, такой поиск требует значительного времени.

Кононец Валерий Борисович (заместитель директора КП ГИВЦ): "Інформатизація України починається з інформатизації її столиці. Наше підприємство є провідним у цій галузі. Головний інформаційно-обчислювальний центр Київської міської державної адміністрації з його 40-річним досвідом, найсучаснішою технічною базою і кваліфікованими спеціалістами в галузі інформаційних технологій бере участь у інформатизації практично всіх галузей міського господарства. І сьогодні ми це довели ще раз".

Пудова Татьяна Юрьевна (начальник отдела информационных технологий КП ГИВЦ): "Автоматизація відбулася для нас максимально безболісно. Система ABBYY FormReader легко інтегрувалась в існуючу у КП ГІОЦ інформаційну систему".

Несина Елена Александровна (заместитель начальника отдела расщепления платежей КП ГИВЦ): "Тепер нас не турбуватиме масове встановлення квартирних лічильників холодної, гарячої води, газу, електроенергії, а незабаром і лічильників теплової енергії. З новою системою обробки рахунків КП ГІОЦ може набагато збільшити обсяги обробляємої інформації.


Возврат к списку